Главная » Статьи » Религия » Происхождение вавилонского пантеона и дальнейшее развитие религии |
В III тысячелетии с объединением Северной и Южной Вавилонии пантеон получил свой общий единообразный вид. Развитие государства окончилось возведением Вавилона на степень главного города, и система вавилонских божеств завершилась возвышением бога-покровителя этого города, Мардука, на степень властителя и царя неба и земли, богов и людей. В этом развитии сыграли свою роль и переход мелких религиозно-централизованных населенных местностей к государственной форме и политическому единству, и влияние вавилонских жрецов. Можно проследить это развитие в различии характера вышеописанного пантеона в Сирпурле от того, который установился прежде, в передвижении культа Сина с севера на юг, в изменении положения Мардука в среде прочих вавилонских богов. Замечается это развитие и в различии генеалогий, связанных с именем одного и того же бога, которые столь же часто имели свое основание в местных устоях, сколько, с другой стороны, и в существенных свойствах самого божества. Близкое сродство культов в Агане и Уруке может быть объяснено взаимными политическими сношениями. Рядом с официальной религией жрецов и вавилонской монархии продолжали сохранять свою прежнюю силу и местные культы, так что каждый город предпочитал своего бога-покровителя всем прочим. Переселенные в Самарию жители Куфы взяли туда с собой своего Нергала, а жители Сефарваима соединили культ Молоха с солнечным культом их города. Из истории города Вавилона особенно отчетливо видно, какое подавляющее и глубоко проникающее влияние могло иметь жречество. Жрецы достигли возвышения Мардука в сан высшего бога всего государства в такое время, когда распределение богов по их рангу было уже давно общепринятым. Они не только поставили своего местного бога выше всех прочих, но посредством победоносного, сильно действовавшего на всех культа и национальной мифологии, прославлявшей Мардука, возвели его в степень самого могущественного из богов. Созданием жрецов следует всецело считать тот двойственный элемент, который постоянно и по преимуществу выделяется в вавилонской теологии, а именно: соединение космо- и астрологических представлений с миром богов. Син, Шамаш, Иштар первоначально были вполне природными божествами, а Луна, Солнце и Венера были лишь формами их проявления. Соответственно этому и планеты были распределены между главными богами, каждый из которых получил свое место на небе. В сказании о сотворении мира рассказывается, что Мардук отвел для трех высших богов места их жительства в небесном дворце, установил на небе местопребывание главных богов и поставил звезды как их изображения. Чаще всего звездными элементами сопровождаются заклинания. Есть заклинательные гимны позднейшего времени, обращенные к звездным божествам, дотоле неизвестным. Для народа эта жреческая религия оставалась чуждой. Даже в самих жреческих школах и в более поздние времена замечаются постоянные колебания по отношению к объединению богов со звездами и к установлению связи их с определенно указанными местами на небе. Один из порядков расположения богов по их достоинству – не из самых общепринятых в те времена – дошел даже до наших дней:
...порядок ранга вавилонских богов был еще тем определеннее установлен в жреческих школах, что двенадцать глав-ных богов были обозначены определенными числами. Представления о сотворении мира в мировом порядке были не одинаковы. Мы встречаем здесь развитую и ученую космогоническую систему, тесно связанную с астральной теологией. Но в этой системе есть множество первобытных идей. В основании мифов о творении и потопе и заклинательных легенд лежат народные представления. В сама простом виде они выступают в легенде об Этане. Рядом с почитанием богов с неослабевшею силою сохранилась вера в демонов. Множество литургических отрывков, служащих для целей заклинания, которые гораздо многочисленней остальной литературы богослужебных гимнов, указывает на то, что вера в демонов и чародейство имела глубокие корни в народе. Начиная с появления халдеев (около 1100 года до н.э.) источники сведений о вавилонской религии становятся более скудными. Но они заменяются царскими надписями ассирийских царей. Пантеон с Мардуком во главе в общих чертах остается неизменным, только развивается все более искусственно. Он не изменился и во время последнего расцвета величия Вавилона при новохалдейском царстве. Но чем дальше мы продвигаемся в истории, тем прочнее устанавливается в вавилонский религии государственный характер. Это видно как из царских надписей Навуходоносора и Набонида, так и из достойных внимания свидетельств имен, даваемых нам в бесчисленных количествах правовыми документами. | |||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 497 | |
Всего комментариев: 0 | |